|
![]() |
![]() |
![]() | Главная / Секция детских библиотек РБА / Информационный бюллетень N°3 |
![]() |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ N 3 «И увидел я рай похожим на библиотеку»
Х. Л. Борхес
Война и победа: Русский путь (Культурологический аспект) «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости» А. С. Пушкин. Итак, Л. А. Воробьева открыла творческую эстафету эмоционально окрылила предстоящий форум и четко обозначила тему: пропаганда литературы о Великой Отечественной войне в Свердловской области к 60-летию Победы. Эстафета начинается здесь, в Центральном округе, и начинается 24 июня (почти день в день с печально известной датой); затем передается в Северный и далее в Восточный округ. В течение 2-х лет будут проводиться социологические исследования по теме совместно с Институтом Молодежных проблем, а наиболее интересный опыт работы всей области и материал исследований будет освящен в одном из номеров сборника профессионального чтения и общения «Читай-город».
Ивашина М.В., ученый секретарь СОБДиЮ, обозначила основные горизонты заявленной темы. Предстоит необычайно сложная работа и «мы отдаем себе отчет к консенсусу прийти невозможно». Разговор о Великой Отечественной войне составная часть работы по патриотическому воспитанию. Проблема национального/положительного героя. Миф? Притча? Быть сочинителем притч неблагодарное занятие. Создатель притч дидактичен, хочет преподать моральный урок. Люди не любят моральных уроков. Люди проходят испытания и вырабатывают свою позицию. Они приобретают глубинный опыт проживания эмоциональных, психологических, идеологических кризисов: Как продуктивно пережить страх и сохранить психическую целостность; Отсутствие чувства собственного достоинства; Рабское воспитание, коллективное воспитание; Боязнь окрика, тревога; Мелкая правда; О чувстве собственного достоинства. Есть такая удивительно сильная женщина Светлана Алексиевич. А у нее есть новая документальная повесть «Сто недетских колыбельных» о детях жертвах Второй мировой войны. Запоминает ли что-нибудь ребенок в три года? Когда он еще ангел, а не человек Земной ангел. Ничто не стоит слезинки ребенка? А Море Слезинок? Война это когда нет папы. Черное небо и черный самолет. Когда маму хоронят в плащ-палатке в песке, а по песку ползают какие-то большие жуки и никак представить нельзя, как, как мама будет жить под землей с ними? Когда сосешь пуговицу на рубашке, потому что есть очень хочется, а пуговица похожа на леденец. Война это когда из венки в концлагере берут много крови для раненых немецких солдат свежей детской крови. Большинство не может жить потом. Каратели черные, все черные и даже собаки у них черные. И когда расстреливают тот сначала детей, чтобы родители смотрели и мучались. Ну а потом уж родителей. Война это когда можно сшить платье из портянок и покрасить чернилами. Война это когда говорят: «Мы в парке не гуляли мы его ели». У маленьких сосенок объедать молодые побеги, щипать травку, знать и щипать всю съедобную травку. А если вдруг появлялся хлеб, в муку намешивали все, что мололось: лебеду, цветы, орехи Для эвакуированных в каждом доме стоял чугунок с теплой крапивой, больше нечего было дать, но чтобы людям хоть что-то теплое было похлебать. Это когда можно упасть на парту и заплакать. Плакать навзрыд четыре урока. Или пожалеть пленного немца, так пожалеть, что отдать последний кусочек. Он обнюхивал человека, который только что что-то съел. Потому что он так нюхал воздух там, где еще пахло обедом, что челюсть его непроизвольно двигалась. Он пытался ее останавливать, а она двигалась и двигалась. Это когда дети, сброшенные с лодки, не тонули и всплывали, как мячики, а фашисты все бьют их веслами по голове. Война это когда не увидишь ни одной конфетки. А некоторым узкие длинные конфетки дают дяди немцы. И это рассказать? И сердце на куски не разорвется? Но самое страшное когда нет ни мамы, ни папы, и хочется сказать совсем посторонней: «Тетенька, возьмите меня на колени!» А перед некоторыми тетеньками надо встать на колени, потому что они спасали-кормили своих и чужих, как своих. Если рассуждать так: Если словить мышь, то можно ли ее съесть? А почему мама не сварит суп из жирных жуков? И почему все так медленно растет и картошка, и кукуруза? Это когда один букварь на весь класс. Это когда девочка за одну ночь поседеет от испуга, а увидев себя в зеркало спросит: «Мама, я уже бабушка?» Астафьев. «При всем уважении к писателю-фронтовику скажу, что войну он видел в основном в черном свете, за что потерял уважение не только фронтовиков, но и односельчан. Обливая грязью своих, невольно обелял врагов. Казалось бы, умудренный жизнью человек, он так и не ответил на простой вопрос: почему же мы, ущербные, разгромили фашизм?» (Ан. Петров. С чьего голоса поют? // Военные знания. 2003. № 10). Генрих Белль «Крест без любви» (Текст, 2004) описание солдатской жизни на фронте и в казармах, мрачные сцены времен нацистского правления. «Действительно ли вы готовы сделать все для блага Германии, ибо речь идет о ее благе? На карту действительно поставлена судьба Германии Ганс больше не решился возражать, ему уже казалось правильным, что для полной отдачи делу необходимо полное смирение. Но разве он боялся этого? Ах, Германия!! Ему чудилось, что на его плечи ложится приятная тяжесть, а изнутри его держит какая-то высшая сила и не хочет отпускать ». В. Лановой «Летят за днями дни» (М. : Алгоритм, 2004) 10 лет после того, как по 7-летнему ребенку стреляли, он заикался. «Нас освобождала армия Ковпака и надо было видеть, как они были одеты! Кто в шубе, кто в рубашке, кто в гимнастерке, кто в женском белье. Одни в ботинках, другие в валенках, третьи в тапочках. Такая была партизанская армия». Микаэлян М. Голый король, Красавец-мужчина и
(М. : Аграф, 2003). Тема поколения и тема войны сквозные в книге. Девочка в эвакуации. Грустный юмор смешно, когда грустно, и грустно, когда смешно. Евгений Шварц: «Русский юмор не юмор положения, каламбура. Он в отчаянном нарушении законов логики и рассудка». Повесть «А зори здесь тихие » особенная: по ней и спектакль сделали на Таганке; и фильм, который на «Оскара» выдвигали Стас Ростоцкий ездил с ним в Америку. И оперу Кирилл Молчанов написал. Вот только балета не было. Пока. Зато китайцы будут снимать 20-серийный телефильм с русскими актерами. И американцы заинтересовались экранизацией. А «В списках не значился» это отдельная история. Роман вышел к 30-летию Победы. Б. Васильев готовился к этому роману 10 лет. Почти десять лет. Ведь тогда в Брестскую крепость не пускали никого. Но Васильеву удалось прорваться, бродил по хрустящим под ногами осколкам, видел повсюду опаленные кирпичи, стал собирать материалы у выживших участников. Они многое помнили плохо, все путали. Автор сравнивал воспоминания, записанные в 50-м, 55-м, потом в 60-м году Они так разрастались! Становились все красочнее. Это понятно подробности забывались, потом их выдумывали заново. Это нормально. Война есть война. Сергей Смирнов, автор знаменитой «Брестской крепости», одобрил повесть. В кинематографе сдвиги. Совершенно великолепные фильмы «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Кукушка» Александра Рогожкина. Очень мешает телевизор, который работает явно на обывателя. Потому что в России сегодня культура обывательская, если угодно, бывшая крестьянская. Это надо признать. Она командует парадом. Была мощная дворянская, городская интеллигенция, ее уничтожили и страна откатилась назад. Именно тот слой культуры через своих художников и мыслителей диктовал вкусы, определял, что такое хорошо. А сейчас мы живем в эпоху обывательской культуры, торжества вот этой обывательской культуры. Очень опасная штука. Но есть и другие книги «война с другой стороны». Война глазами других, не наших. Вот немецкие солдаты наступают и думают, что победа не за горами, что вот еще один бой и война закончена. Но потом они отступают и рады, что остались живы. Это книги Пауля Кареля «Восточный фронт: Книга первая. Гитлер идет на восток (1941-1943)» и книга вторая «Выжженная земля (1943-1944)» (М.: Изографус; ЭКСМО, 2003. 560 с.; 432 с.). А чтобы это было услышано молодыми в этом деле не последнюю роль играют библиотеки. В романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок» Абдулатип пишет свою историю партизанской войны против фашистов в Югославии. Зачем? «О нас будут судить по тому, что мы сами о себе расскажем». Реклама одно из условий саморефлексии библиотеки. Образ интеллектуального учреждения. Чтение инструментальное, экспрессивное это медитация, творческий акт, сознательный труд по выработке мировоззрения, чтение как особый образ жизни, особый способ освоения действительности Мы представили ли лишь фрагменты из текста Надежды Васильевны Логиновой (Свердловская областная библиотека для детей и юношества). Тех, кого заинтересовали мысли автора статьи, просим обращаться за полным текстом ее выступления к ней самой по адресу log_n@mail.ru или по телефону (343) 371-60-54 Детское чтение как феномен культурного наследия Под таким названием 12 14 октября 2004 года в г. Липецке на базе областной детской библиотеки проходила Всероссийская научно-практическая конференция. В ее работе приняли участие представители Российской государственной детской библиотеки, детских и юношеских библиотек из 16 регионов РФ, периодических изданий для детей, а также педагоги-новаторы, психологи. Тема конференции «Детское чтение как феномен культурного наследия» выбрана не случайно. Библиотеки всегда опирались на идею чтения как духовного ресурса общества. Ведь в наших читающих детях закладывается своеобразный код культуры будущего народа, культуры, которая может стать для наших потомков культурным наследием. Главная концептуальная идея организаторов конференции утверждение статуса читающего ребенка как ценности национальной культуры была подтверждена в докладах и выступлениях библиотек-участниц. Особое внимание выступающие уделили работе с художественной и краеведческой литературой как бесценной школе нравственности и духовности. Здесь был единодушно обозначен приоритет воспитать ребенка чувствующего и думающего несмотря на стремительное развитие общества с непрерывно растущим объемом информации. Заместитель директора Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева Какабадзе Лариса Борисовна отметила, что именно детская библиотека помогает привнести в сердце ребенка духовность. В то время как курс школьной программы по литературе это не постижение предмета, а его «прохождение» (точнее, «пробегание»). То же касается и литературного краеведения. Анализ детского чтения с точки зрения качества отношение к чтению, его мотивации, восприятие определил для многих библиотек круг проблем, которые разрешимы только при комплексном подходе и интегрированных методиках. Поэтому очень интересны были сообщения о работе: литературно-творческой лаборатории «Нескучная классика» (Ставропольская краевая детская библиотека им. А. Е. Екимцева), центра книги и чтения «Золотое руно» (Ростовская областная детская библиотека им. В. М. Величкиной), литературно-творческого объединения «Тропинка» (Тамбовская областная детская библиотека), социально-образовательного проекта «Библиотека у микрофона» (Нижегородская государственная детская библиотека), литературно-педагогических чтений (Белгородская государственная детская библиотека им. А. А. Лиханова), краеведческих чтений (Орловская областная детская библиотека им. М. М. Пришвина). Участники конференции не раз отмечали, что феноменальность детского чтения обозначается свойствами, раскрывающими творческую сторону читающей личности, а именно: ощущать себя соавтором и творцом, перевоплощаться в художественные образы, рисовать в воображении необычные образы на основе, казалось бы, обычных текстов, узнавать себя и свои поступки в героях книг и т.д. Эти критерии трудно оценимы, но именно они лежат в основе искусства чтения. Ежедневный и кропотливый труд библиотекарей Липецкой областной детской библиотеки по развитию этих удивительных свойств, наработки и определенные успехи позволили заявить, как отметили коллеги, актуальную и перспективную тему, которая достойна серьезного разговора, исследования и анализа. Именно поэтому третий день конференции был обозначен как творческая мастерская Липецкой областной детской библиотеки по воспитанию думающего, творческого и духовно развитого читателя. «Приглашаем всех читать, фантазировать, играть!» под таким девизом прошла презентация деятельности отдела обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста. Он представил свою работу через тематические тропинки (направления работы), ведущие к Замку детства. Среди них: экскурсионная, почемучки XXI века, кукольно-сказочная, лукоморье, дошколенок, викторинная и конкурсная, крепышок и т.д. Особое внимание специалисты отдела, с помощью сказочных персонажей и ведущего презентации домовенка Кузьки, уделили клубным объединениям: Былина, Росточек, пресс-студия «Журнальный столик». Клуб гуманитарного развития для дошкольников, который мы ласково называем «Росточек», работает на основе ценности раннего литературного развития. Он приглашает родителей и воспитателей посетить с детьми занятия, цель которых: привлечение ребят к чтению лучших произведений мировой литературы; воспитание личностных качеств, фантазии; увеличение речевого запаса; расширение читательского кругозора и, что самое главное, подготовка к успешному освоению школьной программы по чтению и литературе. Работу клуба определяют темы: фольклор, нравственность, творчество отечественных и зарубежных писателей, экология. Всеобщую заинтересованность вызвала работа недавно созданного объединения пресс-студии «Журнальный столик». Ее ориентир привлечь внимание детей к газетам и журналам, несущим в себе доброе начало, прививающим любовь к природе, родному краю, содержащим в себе интересные полезные сведения. В игровой форме дети знакомятся с материалами периодических изданий познавательного и развивающего характера «Мурзилка», «Клепа», «Жили-были», «Веселые картинки» и др., предварительно узнав, кто, как и зачем их выпускает. О журналах, журналистике, работе редактора, корреспондента нам рассказал ведущий - любознательный, находчивый и информационно образованный Мурзилка. Он даже предложил гостям практическое задание по определению различных жанров в журналистике. Занятия клуба интерактивны, построены на игре и в силу специфики тематики способствуют развитию навыков аналитического мышления. Определяя детское чтение как феномен культурного наследия, мы четко представляли, что только интерес и изучение прошлого помогут сегодняшнему поколению оставить потомкам традиции своей эпохи. Поэтому, создавая познавательный клуб для малышей «Былина», мы стремились зародить интерес к истории родной страны и русского народа. Литературное направление отдела обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста было раскрыто через реализацию программы «Художественные миры русской литературы». Ее основа работа с классическими произведениями определила основные методы: Диалог с читателем. Сюда мы относим читательские трибуны и уроки-размышления. Их цель показать актуальность, современность классической литературы; принцип классика это не застывший монумент; то, что было написано 100 лет назад, соответствует реалиям сегодняшнего дня). Главная цель работы по краеведению в нашей библиотеке формирование многоаспектной и равнодоступной информационной базы, организационное и методическое обеспечение просветительского краеведения, а также целенаправленное воспитание потребности в такой информации. Доступ к краеведческим ресурсам осуществляется через:
В популяризации краеведческой информации предпочтение отдается игровым технологиям: Занятия по краеведению тоже необычны, они проходят в несекретном агентстве «За семью печатями». С успехом используется здесь и творческое направление для развития у детей личной заинтересованности. Это организуемые к различным юбилейным и памятным датам конкурсы рисунков, репортажей, поделок, различные акции, что помогает детям почувствовать себя следопытами, с интересом изучающими литературу о крае. Одна из сложных форм работы в библиотеке это организация поисковых экспедиций. Поэтому для нас она осуществима в партнерстве с литературно-краеведческим кружком при городском доме творчества. Материалы летних поисковых экспедиций с успехом демонстрируются в библиотеке. Не осталось без пристального внимания выступление специалистов отдела искусств по проблеме «Эксклюзивное чтение, или Немного об искусствах». Издания по искусству особый вид литературы, который требует и особого подхода к работе с ним. Литература по искусству в большинстве своем не является программной, имеет свои особенности, касающиеся прежде всего сложности восприятия художественных текстов. Но, наряду с этим, книги по искусству хорошо иллюстрированы, эстетически красиво оформлены, привлекательны для читателей. Их влияние в контексте гуманитарного воспитания подрастающего поколения значительно и неоспоримо. Читатели, посещающие отдел искусств, прежде всего хотят удовлетворить свои эстетические и творческие потребности. Этот фактор внушает оптимизм и позволяет заявить, что чтение в данном случае остается непреходящей ценностью в системе духовных потребностей детей. В связи с этим хотелось бы заметить, что у отдела искусств есть хороший потенциал и перспективы. Одной из составляющих таких перспектив является развитие творческих способностей детей как способа приобщения к систематическому чтению. В данном направлении отдел работает по программам «Таланты Липецкого края», «Одаренные дети». С использованием игровых элементов разработан и реализуется цикл программ: «Весь мир музей», «Я и мир», «Сокровища России», «Все мы на свете друг другу нужны», «На площади искусств». Основополагающей целью этих программ является развитие способностей к самостоятельному общению с произведениями искусства, а также с литературой по искусству. Занятия проводятся в форме увлекательных путешествий, в процессе проведения используются методы арттерапии, релаксации, методика эстетического заряда. Как известно, искусство элитарно и избирательно по своей природе. Оно ждет своего читателя и, как показывает практика, находит. Среди множества форм и методов работы, программ, акций и проектов по продвижению и поддержке детского чтения мы решили показать именно те наработки, которые, на наш взгляд, более всего соответствуют теме конференции, раскрывая феноменальность детского чтения. Надеемся, наш опыт был интересен. Л. И. Дегтева, Библиограф N. N. советует Оригинальный сценарий звуковой экскурсии по книжной выставке предлагает М. В. Московская (зав. сектором методического отдела ЦГДБ им. А. П. Гайдара, г. Москва). Московская, М. В. Звуковая экскурсия по книжной выставке «Музыка под снегом», или О том, как искусство любит и бережет природу [Текст] : [сценарий музыкально-экологической выставки] / м. В. Московская // Школьная библиотека. 2004. № 6. С. 76-78. : ил.
Всего вам доброго! ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
Издает: Секция детских библиотек Российской Библиотечной Ассоциации. Адрес редакции: 624133, Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Льва Толстого, 18 «а». Контактный телефон: (34370) 918-19 Факс: (34370) 941-04 E-mail: child-library@mail.ru Web Site: Координатор проекта: Баженова Ирина Александровна Редакционный совет выпуска: Елфимова Нина Георгиевна, Филатова Валентина Павловна. Бюллетель выходит по мере поступления интересного материала |
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11 Телефон для справок: (34370) 4-75-39 E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска |