|
![]() |
![]() |
![]() | Главная / Секция детских библиотек РБА / Сезоны: библиографическая газета N°10 |
![]() |
СЕЗОНЫ библиографическая газета для отделов и филиалов ЦГБДЮ и для всех, кому интересно
Читаем толстые журналы. Прошлогодний весенний выпуск «Сезонов» завершали стихи Веры Павловой (мы знакомили вас с творчеством этой современной российской поэтессы) и, думаем, будет интересно спустя год открыть обзор литературных журналов её новыми стихами.
Другие стихи Веры Павловой — автора 12 поэтических книг, лауреата премии Аполлона Григорьева (2000), поэтической премии «Anthologia» (2006) и специальной премии «Московский счёт» — читайте здесь: Павлова, В. Принцесса на горошине [Текст] : стихи / Вера Павлова // Новый мир. — 2009. — № 2. — С. 36-42. Павлова, В. В темноте босиком [Текст] : стихи / Вера Павлова // Знамя. — 2009. — № 2. — С. 3-7. Продолжает тему поэзии второй номер журнала «Октябрь», где известный критик Дмитрий Бак анонсирует новую рубрику «Сто поэтов начала века». Бак, Д. Сто поэтов начала века [Текст] / Дмитрий Бак // Октябрь. — 2009. — № 2. — С. 165-177. Задача стартующего раздела — очертить границы современной Terra poesis. Рубрика будет составлена по аналогии с «Письмами о русской поэзии» — циклом рецензий Николая Гумилёва, публиковавшемся в журнале «Аполлон». Так же как и «Письма», рубрика будет свободна «от кастовых, литературно-политических и иных предубеждений». Здесь, как и в «Аполлоне», станут разбираться тексты заведомо разновеликие. «Принцип отбора героев почти произволен: например, имена для первого выпуска выбраны из самого начала и самого конца воображаемого общего алфавитного списка современных поэтов». В первом выпуске: Василий Аксенов, Ксения Щербино, Санджар Янышев. Перейдем к прозе. В февральском номере журнала «Наш современник» опубликован новый роман известного российского писателя Альберта Лиханова «Слётки». Лиханов, А. Слётки [Текст] : роман / Альберт Лиханов // Наш современник. — 2009. — № 2. — С. 6-67 ; № 3. «Вот так и жили дети окраины захолустного, закоптелого, хорошенько подзапущенного городка: обучаясь помаленьку пить пиво, пробовать водку, получая двойки, превращаемые к концу учебного года — не без помощи самого же учительства — в обоюдобезопасные трояки, поколачивая друг дружку без всякого, впрочем, зла и осатанения, достигая наконец радостного возраста расставания со школой и с домом, которое одних одаривало крыльями — и, растопырив их, молодняк улетал в дальние края. Другие так никуда и не убирались, привязанные к дому теми самыми безопасными слабенькими троечками, никому не нужными аттестатами без пристойных знаний, да ещё помноженными на доступное пиво и водочку, всегда находящуюся в любом ближнем магазине. Да плюс к этому невнятное, смурное состояние пьющих мамань да папань, да хроническое отсутствие денег, да еле живой, опустевший, жалкий заводишко, когда-то опору всего городка, — этот завод особенно осаживал нерадивых: если, мол, даже у нас тут все невпопад и неладно, дак кому мы нужны в далекой, неведомой стороне?» «Перемен! Мы ждём перемен!» — пел когда-то Виктор Цой, и эта песня сделалась знаком целой эпохи. Ныне эта эпоха давно позади. Иные песни на дворе, иные мессии... И запросто можно не узнать город, где вырос, обнаружить, что старые друзья «сделались» совершенно другими людьми, и любимое французское вино действительно потеряло свой вкус. Кто мы, куда движемся, каковы наши ориентиры, как найти себя или не потеряться под напором стремительных перемен — эти вопросы неизбежно встают перед героем и перед читателем нового остросюжетного романа Михаила Земскова. Земсков, М. Когда «Мерло» теряет вкус [Текст] : роман / Михаил Земсков // Дружба народов. — 2009. — № 2. — С. 7-94. Модный московский художник Егор ... отправляется в Алма-Ату, получив телеграмму о болезни матери. Однако родительница жива-здорова. Размышляя о том, кому выгодно его отсутствие в Москве, Егор попутно ищет ответы и на другие вопросы, неожиданно вставшие перед ним на родине: не является ли мошенником ухажер его матери, стоит ли доверять старому школьному другу и возможно ли комфортно существовать в ситуации l`amour a trios. Заодно он создаёт концептуальное произведение искусства и совершает благородный поступок, который по нелепому стечению обстоятельств стоит жизни его другу...
Во второй книжке журнала «Москва» за этот год вы найдете повесть «Сударь кот» Александра Дурылина. Как и другие произведения Дурылина, писателя и священника, вынужденного в советские годы отказаться от сана, она пронизана биографическими мотивами. Дурылин, А. Сударь кот [Текст] : повесть / Александр Дурылин // Москва. — 2009. — № 2. Литератор вспоминает детство, давно ушедший мир купеческой Москвы, в котором все было, как кажется с высоты прожитых лет, светло и радостно, люди верили и жили в страхе Божием. В февральском номере журнала «Новый мир» новый рассказ украинского писателя Сергея Жадана «Паспорт моряка». Жадан, С. Паспорт моряка [Текст] : рассказ / Сергей Жадан ; пер. с укр. Анны Бражкиной // Новый мир. — 2009. — № 2. — С. 71-80. Новейший вариант аксеновских бродяг-романтиков из «Звездного билета», написанный на материале современной крымской жизни. Про двух шестнадцатилетних подростков, которые, грабанув спящего на скамейке бизнесмена (было взято три мобильника), бежали к морю с мечтой... «устроиться матросами на один из сухогрузов, ходить под каким-нибудь экзотическим флагом какой-нибудь непризнанной африканской республики и иметь настоящий паспорт моряка — пропуск в самые темные и самые сладкие врата, заходить в черные горячие порты, заливаться алкоголем и спать с веселыми безотказными китаянками, провозить в желудках контрабанду и торговать краденой одеждой, носить фальшивое золото и водиться с самыми большими негодяями в городе, если только такие найдутся. ... Можно было выбирать из жизни самые лучшие и самые жирные куски, начинать все сначала и ни от кого не зависеть, мчаться вслепую сквозь морское марево, пробиваться сквозь волны, терпеть жажду и голод, вмерзать в лед и гореть на медленном жарком огне, чтобы, наконец, добраться до места назначения, где тебя всегда ждут слава, почет и сладкая безумная любовь. Главное — сейчас не подавиться чипсами». Первого февраля исполнилось 70 лет со дня рождения прозаика, философа и публициста Владимира Федоровича Кормера (1939-1986). Он оставил не так много. Но это вещи высокого качества. Его лучший роман называется «Наследство». Наследство самого Кормера — проза и драматургия острого смысла, сильных идей и ярких образов.
Редакция журнала «Континент» в 138 номере печатает первый роман писателя «Предания случайного семейства» и полагает, что «главная тема писателя — метафизика повседневности — не утратила и никогда не утратит своей важности для читателя любого времени и любого поколения». Кормер, В. Предания случайного семейства [Текст] : роман / Владимир Кормер // Континент. — 2008. — № 4 (138). — С. 27-130. Действие романа разворачиваются в 1941-1954 гг. Ермолин, Е. Владимир Кормер, его время и его герои [Текст] / Евгений Ермолин // Континент. — 2008. — № 4 (138). — 427-433. «»Человечество умирает, но поёт«. Но Тонино Гуэрра – поэт и прозаик, сценарист и художник, живое воплощение великого кинематографа прошлого столетия – для нас сегодня интересен и своим сегодняшним, ежедневно совершаемым чудом творчества. И в этом – парадокс Гуэрра-патриарха. Геташвили, Н. Тонино Гуэрра: парадоксы патриарха [Текст] / Нина Геташвили // Новая Юность. — 2008. — № 4. А ещё нам приятно, что, потеряв главного редактора, журнал продолжает жить и радовать своих читателей интересными публикациями. Скрытая тема первого за 2009 год номера «Иностранки» — «Закаты и распады — империй и не только». Доктороу, Э. Л. Марш [Текст] : роман / Эдгар Лоренс Доктороу ; пер. с англ. В. Бошняка // Иностранная литература. — 2009. — № 1. — С. 3-83 ; № 2. — С. 56-189. Роман (написанный в 2005 году) о последнем периоде Гражданской войны в США между Севером и Югом. Название романа отсылает к победоносному «маршу к морю» 100-тысячной армии генерала северян У. Т. Шермана; в результате этого марша в конце 1864 года была взята Саванна. «Для российского читателя неизбежны ассоциации с двумя классическими произведениями: Войной и миром Льва Толстого и пьесой Давным-давно Александра Гладкова, более известной по ее экранизации под названием Гусарская баллада. От Толстого здесь — полифоническое построение текста, в котором параллельно развиваются несколько повествовательных линий, а реальные события переданы через описания судеб нескольких главных персонажей — солдат и рядовых граждан, белых и черных, рабов и хозяев, которых исторические события вовлекают в свой поток. А от Гладкова — сюжет с переодеванием молодой девушки в военный мундир. Да и генерал Шерман чем-то неуловимо напоминает Михаила Кутузова. (редакция журнала) Гавел, В. Уход [Текст] : пьеса в пяти действиях / Вацлав Гавел ; пер. с чеш. Ольги Луковой // Иностранная литература. — 2009. — № 1. — С. 84-130. Пьеса об уходе в отставку канцлера некой европейской страны. На смену ему, пользуясь его же политической риторикой, приходят демагоги и коррупционеры. Здесь тоже есть две очевидных литературных ассоциации, но, в отличие от романа Доктороу, они заявлены открыто и активно эксплуатируются в тексте — и при помощи прямых цитат, и в виде сюжетных перекличек. Это Король Лир Шекспира и Вишневый сад Чехова. Поскольку автор сам — и драматург, и бывший президент, то и с фактурой, и с формой здесь все в порядке. (редакция журнала) «Иностранная литература» в феврале предлагает читателям произведения загадочной и скандальной британской писательницы Дженет Уинтерсон (р. 1959). До сих пор неизвестны обстоятельства ее рождения — грудного ребенка оставили на крыльце манчестерского сиротского приюта. Позже ее удочерили. Приемные родители принадлежали к секте евангелистов-пятидесятников и воспитание Дженет сводилось к постижению библейского текста. Она делала колоссальные успехи и ещё в юности стала известной проповедницей.«Однако все завершилось скандалом и полным разрывом с семьей и общиной, узнавшими о нетрадиционной сексуальной ориентации Дженет. Биографические перипетии нашли отражение в её творчестве. В поэтизированной действительности текстов Уинтерсон присутствуют и библейские образы, и нетрадиционная любовная коллизия». (Екатерина Тарасова)
Уинтерсон, Д. Рассказы [Текст] / Дженет Уинтерсон ; пер. с англ., вступ. ст. Н. Поваляевой // Иностранная литература. — 2009. — № 2. — С. 3-15. — Содерж. : Послание в бутылке. Снежный конь В том же втором номере «Иностранной литературы» в рубрике «Из будущей книги» вы прочтете статью Бориса Фаликова о Дж. Д. Селинджере. «Нанести на карту маршрут духовной одиссеи Сэлинджера очень непросто. Сам писатель практически ничего не говорит об этом; впрочем, он хранит молчание и по поводу других сторон своей жизни. Неутомимый Ларри Кинг как-то признался, что интервью с Сэлинджером — мечта его жизни, но он вполне отдает себе отчет в том, что мечта эта неисполнима. Британец Иэн Гамильтон затеял сочинять первую подробную биографию писателя и натолкнулся на решительное нежелание своего героя делиться сведениями о себе. Тот не сдавался и счастливо обнаружил в библиотеках Принстонского и Техаского университетов письма Сэлинджера, оказавшиеся там после смерти адресатов, — добыча, которой можно позавидовать. Но писатель подал на биографа в суд за нарушение авторского права на письма — и выиграл процесс. Бедный Гамильтон дважды переписывал книгу и смог изложить полученную информацию только в очень приблизительном виде, так как цитировать письма ему запретили. Джером Дэвид Сэлинджер отказался от публикаций (с 1974 года), контактов с прессой и ведет одинокую жизнь в нью-гэмпширской глуши. Многие полагают, что причина — в духовных исканиях, увлечении восточными духовными практиками. Так ли это? Александр Кабаков представил на суд читателей «повесть скучного времени» о действительно тоскливых, несмотря на молодость лирического героя, семидесятых годах минувшего века. Герой повести, провинциальный фотограф, становится невольным участником интриги, затеянной конкуренткой против талантливого модельера. Кабаков, А. Дом моделей [Текст] : повесть скучного времени / Александр Кабаков // Знамя.- 2009. — № 2. — С. 8-33.
Популярный прозаик Вацлав Михальский в первом номере «Октября» за 2009 год публикует продолжение своей знаменитой эпопеи — роман «Прощеное воскресение». (Начало истории читайте в романах: «Весна в Карфагене», «Одинокому везде пустыня», «Для радости нужны двое», «Храм согласия»). Михальский, В. Прощеное воскресенье [Текст] : роман / Вацлав Михальский // Октябрь. — 2009. — № 1. — С. 99-142. Герой рассказа Елены Долгопят «Музыка» — слепой от рождения подросток. Отсутствие зрения в известной мере компенсируется у него обостренным слухом, но слухом музыкальным: каждого человека он воспринимает как особую мелодию. Долгопят, Е. Музыка [Текст] : рассказ / Елена Долгопят // Знамя. — 2008. — № 12. — С. 6-18. Особый раздел январского номера «Знамени» — «Бенефис Леонида Зорина». Старейший писатель выступает здесь и как прозаик, и как драматург, и как поэт. Герой маленькой повести «Юдифь» — разведчик, влюбленный в дочь арестанта, впоследствии — вдову расстрелянного поэта. «Стихи из дневников» охватывают почти двадцатилетие: с 1981 по 2008 годы. «Торжественная комедия» — политическая драма. Героиня — премьер-министр России в вероятном будущем. Герой повести Олеси Николаевой «Касьян» — личность, взыскующая любви, ищущая, но судьба как-то так складывается, что поиски ведут к разного рода несуразностям: то любимая в Израиль уедет и выйдет там замуж, то всей душой к бесноватой привяжется, то невеста драку с могучим хулиганом подстроит... Даже мимолетная уличная любезность выливается в серьезный конфликт с милицией. Николаева, О. Касьян [Текст] : повесть / Олеся Николаева // Знамя. — 2009. — № 1. — С. 6-28. Постоянный автор «Знамени» Максим Осипов впервые выходит к читателю с прозой — повестью «Встреча». Она — о внезапном вдовстве героини и пробуждении новой жизни, о музыке и поисках духовного пути. Осипов, М. Встреча [Текст] : повесть / Максим Осипов // Знамя. — 2009. — № 2. — С. 39-66. Почти детективный сюжет романа Эльчина Гусейнбейли «Человек-рыба» уводит читателя «от сегодняшней брутальной действительности. Куда? На морское дно. Тут невольно вспомнишь и Человека-амфибию и Капитана Немо — все, что прочитано давно, в детстве, когда не существовало нынешних национальных и государственных границ. Сложное, противоречивое время и нарочито простое (простодушное!) повествование, полное горечи и грустной иронии. (редакция журнала) Гусейнбейли, Э. Человек-рыба [Текст] : роман / Эльчин Гусейнбейли // Дружба народов. — 2009. — № 1. — С. 82-125. «Октябрь» публикует продолжение «Саги о Достоевских» Игоря Волгина. Начало «Саги» было в одиннадцатом номере журнала за 2006 год. Волгин, И. Сага о Достоевских [Текст] : Ч. 2. / Игорь Волгин // Октябрь. — 2009. — № 1. — С. 40-95 ; № 2. — С. 47-79.
Весенний «Web-серфинг по-библиотечному»
Знаменательные даты на 2009/2010 учебный год
Почему так рано? Потому, что планы школ на следующий учебный год обычно верстаются уже в марте-мае. Большинство наших читателей — школьники, так что у вас есть время выбрать, подготовить и предложить им мероприятия на актуальные темы. 2009 год Год астрономии. 2009 год объявлен президентом РФ Годом молодежи. 2010 год объявлен президентом РФ Годом учителя. 2009 год Год русского языка в Китае. 2009 год Год Франции в России. 2010 год может быть объявлен ЮНЕСКО годом Л. Н. Толстого. 2010 год может быть объявлен годом ветеранов Великой Отечественной войны. Исламские государства поддержали инициативу об объявлении 2010 года — Международным годом сближения культур и религий. 6 июня 2009 года 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), русского писателя. 8 июля 2009 года 300 лет со дня начала Полтавского сражения. 30 июля 2009 года 250 лет со дня рождения святого Серафима Саровского (1759 (или 1754)-1833). 15 октября 2009 года 200 лет со дня рождения Алексея Васильевича Кольцова (1809-1842), русского поэта. 10 ноября 2009 года 250 лет со дня рождения Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера (1759-1805), немецкого писателя. 29 декабря 2009 года 300 лет со дня рождения российской императрицы Елизаветы Петровны (1709-1762). 29 января 2010 года 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860-1904), русского писателя. 1 марта 2010 года 200 лет со дня рождения Фредерика Шопена (1810-1849), польского композитора. 4 апреля 2010 года 100 лет со дня рождения Юрия Павловича Германа (1910-1967), советского писателя. 9 мая 2010 года 65 лет со Дня победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 16 мая 2010 года 100 лет со дня рождения Ольги Федоровны Берггольц (1910-1975), советской поэтессы. 2010 год — точные даты не известны. Творческий тренинг «Путь художника» от Джулии Кэмерон
Творческий тренинг «Путь художника» Итак, слово Джилии. Творческое возрождение базируется на двух ключевых методах: утренние страницы и творческое свидание. Выход из творческой спячки требует постоянного использования и того и другого. Чтобы возродить творческое начало, необходимо сначала его отыскать. Джулия предлагает сделать это с помощью, на первый взгляд, совершенно бесполезного занятия, которое называет Утренними страницами.
Второй базовый метод — Творческое свидание. Это время, примерно пара часов в неделю, которое вы выделяете для себя. В изначальной форме творческое свидание — это экскурсия или поход в театр. Не берите никого на это свидание (!) — никаких пассий, друзей, супругов, детей — какие-либо спутники исключены. Вы же не можете не пойти. Утренние страницы рассказывают нам, о чем мы думаем и в чем нуждаемся. Мы определяем свои проблемные зоны и трудности. Жалуемся, перечисляем, уточняем, отделяем и сожалеем. Это первый этап, похожий на молитву. Во время разрядки, которая достигается в ходе творческих свиданий, мы начинаем видеть ответы, различать решения. Не менее важно и то, что мы пополняем источник, из которого будем черпать, занимаясь искусством. ... Источник информации: Кэмерон, Д. Путь художника [Текст] / Джулия Кэмерон ; пер. с англ. Дарьи Сиромахи ; оформление Марии Югановой. — М. : Гаятри, 2005. — 272 с. — (Ноу Хау).
Анонсы библиотечных программ и мероприятий «Внимание! Не упустите шанс!»
И лишь совсем недавно выяснилось, что представительницы прекрасной половины человечества превосходнейшим образом справляются с драмой, детективом, научной фантастикой, рок-поэзией и множеством других литературных родов и жанров, в которых еще некоторое время назад женщин представить было бы затруднительно. Сегодня их книги замечены критиками, они становятся лауреатами различных престижных литературных премий, в книжных магазинах появились отдельные стеллажи для произведений женской прозы и поэзии. Поэтому мы предлагаем вам прийти на обзор современной женской прозы «Женский взгляд». Мы не ставим своей целью поговорить с вами об особенностях женской литературы (хотя и такое возможно), но хотим познакомить вас с именами тех писательниц, книги которых вызывают наибольший интерес у читателей и литературных критиков. Мы поговорим о маститых Людмиле Улицкой и Дине Рубиной. Об Ольге Славниковой, Анне Матвеевой и Марине Москвиной, ставших известными широкому кругу читателей не так давно. Об Анне Гавальде, с творчеством которой русский читатель только начинает знакомиться. Обзор с медиа-презентацией на большом экране для вас проведет библиограф ЦГБДЮ Наталья Романовская. Подать заявку на обзор «Женский взгляд» можно по телефону: 4-82-98 Рекомендательная библиография «Время собирать книги — Кора Антарова».
«Две жизни» Коры Антаровой - книга необычная. Её называют «Новым Евангелием», так как в ней говорится о том, как прожить свой простой серый день, чтобы в нем звучала красота. Конкордия (Кора) Евгеньевна Антарова (оперная певица, у нее был очень редкий голос, позволявший исполнять партии, которые и сегодня почти никто не в состоянии исполнить) записала «Две жизни» в годы Великой Отечественной войны. Записана книга была через общение с действительным Автором посредством яснослышания — способом, которым записали книги «Живой Этики» Е. И. Рерих и «Тайную Доктрину» Е. П. Блаватская. И в этой книге нет вымышленных персонажей, правда все они описаны под другими именами, но многие узнаваемы, как, например, Константин Станиславский, Сергей Рахманиннов, Елена Блаватская, Олькотт, ЛевТолстой, его брат Николай и др.
Антарова, К. Е. Две жизни [Текст] : в 3 ч., в 4 т. / К. Е. Антарова. — М. : Скорпион, 1993-1994. — 4 т. Пересказывать сюжет интересной книги, как правило, дело неблагодарное, скажем лишь, что первые два тома читаются как захватывающий приключенческий роман, а в третьем и четвертом даётся много правил духовной жизни. А еще предоставим слово читателям, ведь никто лучше благодарного читателя о книге не скажет: «Книга чудесная! Светлая! Я перечитывала её четыре раза и каждый раз открывала для себя что-то новое. Со мной согласны все члены моей семьи и многие друзья и знакомые. Читайте... не пожалеете!» (Antolena, Москва, 46 лет) «Отличная книга. Поучительная. О пути человека. Если бы все старались так жить». (Татьяна) «Одна из самых лучших книг, прочитанных мной. Слишком легко она входит в повседневную реальность, в дела каждого дня. Если говорить о важности этой книги для меня, то я готов был бы отдать за право прочитать эту книгу — лучшие образы отечественной и зарубежной фантастики». (Васильев Семён, 21 год, менеджер оптовых продаж) Приятного вам и полезного чтения! |
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11 Телефон для справок: (34370) 4-75-39 E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска |