|
![]() |
![]() |
![]() | Главная / Секция детских библиотек РБА / Сезоны: библиографическая газета N°11 |
![]() |
СЕЗОНЫ библиографическая газета для отделов и филиалов ЦГБДЮ и для всех, кому интересно
Читаем толстые журналы. * * *
Леонид Губанов (1946-1983) сейчас занимает видное место в истории отечественной словесности, тысячными тиражами разошлись его поэтические сборники. Но это сейчас. А при жизни были опубликованы всего 12 строк. И те со скандалом, благодаря усилиям Евгения Евтушенко. При жизни — самиздат, СМОГ (Самое Молодое Общество Гениев), психиатричка, одиночество... Седьмое номер журнала «Дружба народов» предлагает вашему вниманию подборку стихотворений Леонида Губанова и статью Льва Аннинского о поэте. Губанов, Л. Поэт, как первый снег [Текст] : стихи / Леонид Губанов ; публ. Ирины Губановой // Дружба народов. — 2009. — № 7. Аннинский, Л. Леонид Губанов: «В таинственном бреду» [Текст] : [о творчестве поэта] / Лев Аннинский // Дружба народов. — 2009. — № 7. «Их судьба в литературе начиналась с преодоления нищеты, а быть может, напротив, и с погружения в неё — ведь разорена была сама жизнь. По просторам родины свистал дерзкий убийца-ветер, разметая кого куда: стариков на кладбища, девчонок гнал на панель, а молодых парней, ставших братками да пацанами, — по тюрьмам. И можно только удивляться, что кто-то, как они, принадлежащие к поколению с продырявленными душами, сделал такой трудный выбор — стал писателем. Да, они, молодые, ворвались в литературу группой. Поддерживали друг друга, брали перекрестные интервью, развязно и достаточно шумно объявляли себя гениями. Писали друг о друге рассказы. Им казалось, что это только они способны так ярко, красиво и мощно переживать радость и волнение, самозабвение и любовь, восторг и позор, горе и стыд, ненависть и опьянение чувств. Но совсем не так ярко, красиво и мощно они писали, подтвердив повторяемость культурных мифов: манифестации нужны молодости и шумной бездарности. Среди них были те и другие. И те, и другие поддались всем современным искушениям. Они не хотели сделать паузу и вдохнуть пары древности, постоянства и бессмертия — они хотели тонуть в эротизме, в разгуле, в политическом маскараде, до поры до времени относясь к нему слишком серьезно. Они спешили жить. Они и жили жадно. И столь же жадно, поспешно писали и печатали свои написанные в возбуждении, не всегда продуманные, не прочувствованные до конца произведения». О тридцатилетних в современной отечественной литературе пишет на страницах журнала «Москва» литературный критик и историк Капитолина Кокшенева. Кокшенева, К. О войне, любви, свободе [Текст] : тридцатилетние: Прилепин, Шаргунов, Коваленко / Капитолина Кокшенева // Москва. — 2009. — № 6. — С. 180-192. А «Новый мир» в седьмом и восьмом номерах публикует журнальный вариант книги о Леониде Леонове, написанный Захаром Прилепиным для серии «Жизнь замечательных людей». Жизнеописание знаменитого советского писателя, написанное современным молодым знаменитым писателем, для которого судьба советского классика показалась неожиданно актуальной. Прилепин, З. Леонид Леонов. «Игра его была огромна» [Текст] : главы из романа / Захар Прилепин // Новый мир. — 2009. — № 7. — С. 27-84 ; № 8. В авторском вступлении автор предупреждает: «едва ли нам найти тот волшебный фонарь, что дал бы возможность проследить таинственный, горный путь искры божественного духа, однажды обретшей себе пристанище на земле в сердце человека по имени Леонид Леонов». И, тем не менее, именно эта задача и ставится Прилепиным: «Леонов сказал однажды, что у каждого человека помимо внешней, событийной, очевидной биографии есть биография тайная и ненаписанная. Не без трепета мы берем на себя смелость совместить, сшить не самой ловкой иглой в нашем повествовании обе эти жизни воедино». Тот же «Новый мир» в восьмой книжке журнала печатает рассказ другого молодого российского писателя Дениса Гуцко. Гуцко, Д. Виктор Загоскин боится летать [Текст] : рассказ / Денис Гуцко // Новый мир. — 2009. — № 8. Рассказ про страх среднестатистического, нормально устроившегося «по жизни» современного горожанина перед живой жизнью — художественное исследование самого понятия «нормы жизни» сегодня. И еще одна биография. Борис Романов в 3-м номере журнала «Москва» публикует биографию писателя и философа, более 10 лет проведшего в сталинских лагерях по обвинению в антисоветской агитации, создании антисоветской группы и подготовке покушения на Сталина. Романов, Б. Вестник, или Жизнь Даниила Андреева [Текст] / Борис Романов // Москва. — 2009. — № 3. «Даниил Андреев так ощущал бессмертие и вечность, или распахнутость времени во все концы, что свою земную жизнь представлял лишь краткой частью пути. Когда и где этот путь начался? Сам он вспоминал себя в других мирах, под двумя солнцами, одно из которых как ласка матери сияло голубое, а другое, ярко-оранжевое — ранило и жгло. ... Но об этих жизнях-снах, на которые он романтически намекнул в стихах, большего, чем сказано им самим, не узнать. Можно простодушно верить в них или не верить. Земная жизнь поэта доступнее, но и в ней свои пробелы, тайны, загадки. Не только потому, что пропали, сожжены бумаги, что свидетели умерли, не оставив показаний. Нет, всё объяснить, всё описать в чьей-то жизни — это значит воскресить её. Совершить чудо. ...». Но человеческое ли это дело — покушаться на чудеса? Пик увлечения популярной социальной сетью «Одноклассники» вроде бы прошел, однако интерес к теме неожиданных встреч со старыми знакомыми, случайных пересечений и их последствий остался и проник даже в литературу. Костюков, Л. Одноклассники [Текст] : рассказы / Леонид Костюков // Октябрь. — 2009. — № 3. «- Слушай, а ты вообще вписан в ***? О драматурге Вильяме Шекспире написаны тома, о человеке Вильяме Шекспире — совсем немного. Английский писатель Роберт Най, используя существующие биографические материалы, предположил, каким человеком мог быть Вильям Шекспир. Най, Р. Миссис Шекспир. Собрание сочинений [Текст] : роман / Роберт Най ; пер. с англ. Елены Суриц // Иностранная литература. — 2009. — № 6. — С. 3-102. Воображение автора дает публике возможность под благовидным предлогом более близкого знакомства с гением подсмотреть в замочную скважину. Повествование ведется от лица Энн Хетэуэй, вдовы драматурга, немало натерпевшейся от гениального супруга. «Глазами несчастной женщины мы видим никчемного человека, пропойцу, сладкоежку с гнилыми зубами, любителя рискованных услад...». (Екатерина Тарасова) Не могу обойти вниманием подборку японской женской лирики XII-XIV вв., опубликованную журналом «Иностранная литература». Из японской женской лирики XII-XIV вв. [Текст] / пер. с яп. и вступ. Т. Соколовой-Делюсиной // Иностранная литература. — 2009. — № 3. Подборка стихов Кэнрэймонъин-но укё-но дайбу (около 1155(1157)-1233) и Эйфукумонъин (1271-1342). Первая прислуживала императрице Кэнрэймоъин, супруге императора Такакура. Вторая сама была императрицей, супругой императора Фусими. Эта публикация — первая встреча российского читателя с творчеством поэтесс.
(«Весенние сумерки на море», Кэнрэймонъин-но укё-но дайбу). А «Дружба народов» в четвертой книжке журнала публикует поэтический путевой дневник, в котором современный литератор и энтузиаст традиционной японской поэзии делится впечатлениями от путешествия по Стране восходящего солнца вслед за Мацуо Басё, японским поэтом XVII века и теоретиком стиха. Уайт, К Дикие лебеди [Текст] : путешествие-хокку / Кеннет Уайт ; пер. с фр. Василия Голованова // Знамя. — 2009. — № 4. «История гласит, что один дзенский мастер пришел к поэту вместе со своим учеником. ... И не пропустите в седьмой книжке «Нового мира» статью Аркадия Руха «Океан ждет: Электронные книги / бумажные книги».
Осенний «Web-серфинг по-библиотечному»
Участниками международного проекта являются национальные книгохранилища и архивы различных стран. В 2007 году к проекту присоединилась Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург). Официальное открытие проекта состоялось 21 апреля 2009 года. Миссия библиотеки: Основные цели Всемирной цифровой библиотеки:
Хайку-медитация листья Пришло время года, именуемое осень. Дети забывают о беззаботных играх и возвращаются в школу. Они покидают Эдем лета и бредут по дорогам школярской премудрости. Листья дерева выросли, напились горячего летнего солнца и теперь, когда солнце поблекло, пожелтели и расстались с ветками. Сострадание делает нас проницательными. И тогда мы понимаем, сколь многое в нашей жизни было построено на иррациональных и бессмысленных страхах. Мы сжились с этими страхами, неохотно их замечаем и еще неохотнее с ними расстаемся. Что подумают о нас окружающие, если мы и в самом деле станем счастливы? И каково при этом будет нам самим? Нет уж, лучше не надо. Мы ставим себе в заслугу свою пришибленность. Будда говорил: мы можем освободиться от забот, которые обусловлены гневом, жадностью, завистью, страхом, сомнениями, и озаботиться тем, что действительно имеет значение, — счастьем других существ. Теперь самое время вернуться к медитативной практике милосердия. Начните так: сосредоточьтесь на своем сердечном центре и пожелайте себе блага. Мысленно скажите себе: «Пусть я буду счастлив... спокоен. Пусть страдания обойдут меня стороной. Пусть меня минуют опасности. Пусть я буду здоров. Пусть моя жизнь будет легкой и благополучной». Теперь обратитесь ко всем, кто был к вам добр: «Так же как я желаю счастья себе, я желаю счастья и тебе...», и так далее в таком же духе. Согрейте этими идущими от сердца словами человека, к которому они обращены. Помните: если ваши мысли вдруг разбежались (а это непременно будет случаться время от времени), не досадуйте. Просто всякий раз возвращайтесь к приведенным здесь фразам. Буддистский учитель медитации Шарон Зальцберг сказал, что медитация подобна севу семян. Нам нужно посеять семена. Обо всем остальном позаботится дхарма. С практикой медитации приходит понимание, что мы не можем изменить окружающий мир. Разве мы в силах заставить семена прорасти? Осознав это, мы обретаем душевную легкость. Давайте сосредоточимся на вздохе любви. Давайте выдохнем из сердца слова милосердия. Мы можем положиться на дхарму. Осень выдалась такой холодной, сомнений не остается — зима на пороге. И вдруг теплый день среди опавшей листвы — тайна бабьего лета. Бабье лето напоминает нам — на самом деле мы никого и ничего не контролируем. Нет смысла пытаться контролировать медитацию. Нельзя заставить появиться истину. Мы можем только ждать, целиком сосредоточившись на своих ощущениях. И тогда ответы появятся. Готово ли смягчиться твое сердце? Готов ли ты распахнуть свой разум? Источник информации:
бабье лето Бабочек давным-давно нет, солнце почти не греет, листья опадают... Буддистский учитель медитации Шарон Зальцберг сказал, что медитация подобна севу семян. Нам нужно посеять семена. Обо всем остальном позаботится дхарма. С практикой медитации приходит понимание, что мы не можем изменить окружающий мир. Разве мы в силах заставить семена прорасти? Осознав это, мы обретаем душевную легкость. Давайте сосредоточимся на вздохе любви. Давайте выдохнем из сердца слова милосердия. Мы можем положиться на дхарму. Осень выдалась такой холодной, сомнений не остается — зима на пороге. И вдруг теплый день среди опавшей листвы — тайна бабьего лета. Бабье лето напоминает нам — на самом деле мы никого и ничего не контролируем. Нет смысла пытаться контролировать медитацию. Нельзя заставить появиться истину. Мы можем только ждать, целиком сосредоточившись на своих ощущениях. И тогда ответы появятся. Готово ли смягчиться твое сердце? Готов ли ты распахнуть свой разум? Источник информации:
Время собирать книги
Сегодня в этой рубрике мы представим вам Москвина, М. Учись видеть [Текст] : уроки творческих взлетов / Марина Москвина. — 2-е изд., доп. — М. : Гаятри, 2007. — 240 с. : ил. — (НоуХау). Это книга о творчестве, а «творчество - это потрясающий способ существования — страстный, глубокий, только любовь может сравниться с творчеством, но ведь одно не исключает другого!» (М. Москвина). Творчество — это внутреннее состояние, иное качество существования, плодородная жизнь, разумная, щедрая, избыточная. Способность испытывать радость от самых обыкновенных вещей, например, оттого, что ты дышишь или пьешь чай, увидела возлюбленного или обнимешь дерево...
«Начинающий должен начинать не с нуля, а с того хорошего, что было уже написано» — Я всегда вспоминаю его слова, когда обрушиваю на ваши головы целые миры, о существовании которых вы, как правило, ничего не слыхали.
Ираклий Андронников — один из лучших устных рассказчиков всех времен и народов. И к тому же блестящий литературовед и прозаик. О, какие у него рассказы (вслух! вслух! как песню пойте!): «Горло Шаляпина», «Первый раз на эстраде», «Вальс Арбенина»... Вы услышите такую раскованную интонацию колоритной, темпераментной артистично исполненной истории и в то же время — такое писательское мастерство, юмор, глубина, неожиданные ситуации, самоирония, вы будете просто ошеломлены.
Вслух! ...
Когда-то давно один человек дал мне почитать журнал, в котором — чудом в те времена! — опубликовали повесть Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». И я отлично помню, что со мной было, когда я прочитала про то, как Джонатан Ливингстон любил летать... Прошло много лет, и мой друг Седов прямо к нам на занятие приносит мне книгу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»! Какая радость, что эта книга вышла! Какое счастье, что у меня во все мои времена были и остаются такие мудрые, продвинутые друзья, в ком жива и поныне Чайка Джонатан Ливингстон. Я тут же открыла ее и стала вам читать — вслух, эта вещь не такая большая, это был вам подарок, дар небес, наша общая удача и победа. Я читала радостно, страстно... Каково же было мое удивление, когда где-то посередине я подняла глаза и увидела, что ровно половина слушает меня с горящими глазами, а вторая половина... спит мертвецким сном!
Будто человек пишет не рукой, а прямо сердцем. Пожалуй, так написаны две книги в этом лучшем из миров: Рей Брэдбери «Вино из одуванчиков» и Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». ...
Друзья мои! Читайте Николая Васильевича Гоголя, читайте и перечитывайте! Особенно таинственнейшие повести «Нос», «Шинель», «Невский проспект», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но, умоляю, не говорите, что вы уже все это «проходили» в школе. ...
Боюсь, кое-кто выпустил в своей жизни удовольствие, не прочитав суперприключения «Ветер в ивах». Там автор, англичанин Кэннет Грэм, создал целый мир животных — практически без людей. Но эти звери — Крот, Водяная Крыса, Дядюшка Барсук, Жаба, достославный мистер Тоуд, дядюшка Выдра — это все такие славные существа — умники, авантюристы, путешественники, философы... Если вы в детстве прочитали «Ветер в ивах» — вы уже не вырастете каким-нибудь обормотом, а если не прочитали и уже выросли — о боже мой, скорее наверстывайте упущенное! ...
Моя подружка — поэт и переводчик с английского Марина Бородицкая с поэтом Григорием Кружковым перевели и издали нечитанную у нас в стране книгу Киплинга «Пак с волшебных холмов»! причем два тома! Когда-то эта книга имела триумфальный успех во всем мире и была переведена на двадцать семь языков! «Пак с волшебных холмов» — первый русский перевод, замечательный, — это я вам говорю, друг моих друзей! И проза, и песни, и баллады там переведены на славу!
Глубоким знатоком нашей планеты во всех ее подробностях и деталях был Юрий Коваль. Много больших и маленьких радостей на каждом шагу подстерегают нас в книжках Коваля. Они написаны по законам и заповедям блаженства. ...
Один из лучших, а если вы спросите мое мнение — самый лучший из современных поэтов, хотя его уже нет на Земле. Прочитайте его стихи, перечитывайте по мере взросления, они вам помогут в жизни, как мне сто раз помогали!
«Вещи имеют свою душу, ее надо разбудить», — сказал Габриэль Гарсия Маркес, наш выдающийся современник, латиноамериканский писатель. Помимо чудесных рассказов и романов он написал легендарную культовую вещь «Сто лет одиночества». (Раздобудьте и почитайте. Сразу почувствуете себя эрудитом, начитанным человеком, интеллигентом в пятнадцатом колене).
- Рассказы австралийца Алана Маршалла. Детские они? Взрослые? Да какая разница! И детям, и взрослым принадлежат эти писатели. И взрослым, и детям они — «на вырост». ...
Какие легенды про него ходили! Говорили, что он ходил по Москве с диктофоном и наговаривал на диктофон свои рассказы. Идет себе и что-то бормочет в диктофон. Его даже арестовывали за это дело, думали, что Юрий Сотник — шпион. ...
Пример невероятного дневника явил миру поэт Велимир Хлебников. Когда я начну вам читать его стихи, вы все в обморок попадаете — такой он необычный, а потом когда-нибудь поймете его и полюбите. Маяковский называл его «поэтом для поэтов», уж очень много в поэзии Хлебникова загадок и завихрений, а сам он с гордостью носил титул Председателя Земного Шара и титул гения. Он всюду странствовал, постигая тайны времени, тайны пространств, и заклинал художников будущего вести тщательные дневники жизни — «смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звезд своего духа». В странствиях Велимир Хлебников делал записи на обрывках случайных бумаг и складывал в наволочку от подушки. Это был его поэтический дневник. ...
И обязательно — Шергина Бориса Викторовича: северные Приятного вам и полезного чтения! |
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11 Телефон для справок: (34370) 4-75-39 E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска |