|
 |
Как сделать тактильную книгу
Что
такое «тактильная книга».
Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую
книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный»
как «осязательный».
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из
различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении
тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги,
оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные
герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое
тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой
ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами
домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов,
ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных
книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот,
очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях.
Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в
обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических
наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном
процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию,
расширить свой художественный и социальный опыт».
Этапы
изготовления тактильной книги
Первый этап
«Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением,
мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать
ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.
Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из
каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы
должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное
представление ощущений. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у
слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной
(для слабовидящих детей).
Второй этап
Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать
размещение объектов и текста на странице.
Третий этап
Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том,
что фон и предметы должны быть контрастными.
Четвертый этап
Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных
материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на
болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать,
лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и
поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.;
молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.
Пятый этап
Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить,
приклеить, положить в карман, записать на кассету.
Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать
маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.
Шестой этап
Это сшивание страниц. Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно,
чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался.
В каждый такой «мешок-страницу» вкладывается основа (например, лист
плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная
ткань). Главное назначение этой основы — держать страницу книги.
Заключительная операция
Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась
на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть
и потеряться.
Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т. д., то
лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
- Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница
была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно
комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
- Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным
текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы;
либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.
Материалы
Используются только экологически чистые материалы и клей.
Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым
лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким
ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью.
Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую
игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также
молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы — свистки, кошельки, крупы и т.
д.
Рекомендуемая
тематика книг
Не ограничена! Могут быть рекомендованы:
Художественные произведения — рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей,
русские народные сказки.
Обучающие книги — счет, форма предметов, процессы и т. д.
Рекомендации
по изготовлению тактильной книги
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
- Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — должны
быть напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой. Их задача
— сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует
каждый день. Для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов,
запахов, игровых момен-тов; для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом.
Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных
представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить
контур и рельеф с объемом.
- Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен
определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить
контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается
больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая
и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного
пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности — обога-щение
и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего
мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие
когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
- Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и
младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным
персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен.
Цель книг 3-ей ступени — углубление развития когнитивных процессов мышления
у ребенка.
Особые
пожелания
к количеству и качеству изображений:
- 1-2 предмета на одной странице. В книгах 3-ей ступени сложности может быть
от 1 до 5 предметов.
- Изображения должны быть легко осязаемыми.
- Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета
или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена
или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые
можно тактильно ощутить.
- Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо
сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с
другим.
- При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции,
как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и
т.д.).
- При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность
с реальными свойствами предметов («фланелевая» кошка может быть не
воспринята ребенком, поскольку «кошка не может быть «платьицем»).
Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.
к методу подачи материала:
- Последовательное изображение предмета со всех четырех сторон: спереди,
сзади, сбоку (три изображения) в книгах 1-ого уровня сложности.
- Последовательное изображение живых существ в действии: (одно действие), например,
эта собака сидит, эта собака лежит, эта собака бежит. Для книг 2-го уровня сложности.
Общие
требования:
- Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
- Формат книги не более листа А4, чтобы ребенку было удобно взять книгу
в руки.
- Книга не должна быть тяжелой.
- Страницы должны быть приятными на ощупь.
- Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна
быть комфортной.
- Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.
Методы
изготовления:
- Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.
- Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
- Можно широко использовать различные аппликации.
- Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами
или связать мягкой веревочкой или шнурком.
|