Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Для взрослых  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Для взрослых / Секретные материалы / Как сделать тактильную книгу
ЦГБДЮ для Вас и Ваших детей
Культура чтения
Книга. Семья. Библиотека.
Литературная диета для гурманов
Воспитание — приятная вещь…
Позитивное родительство
У Вас растет девочка
У Вас растет мальчик
Первокласные дети
Почитайте вместе с детьми
Почитайте для души
Информация для преподавателей
Секретные материалы


Как сделать тактильную книгу

Что такое «тактильная книга».

Термин «тактильная книга» появился не так давно и означает особую книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как «осязательный».
Тактильная книга — это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи — ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.
Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и т. д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть.
Главная функция тактильных книг — помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам доктора педагогических наук В. П. Ермакова, широкое использование тактильной книги в учебно-воспитательном процессе «позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт».

Этапы изготовления тактильной книги

Первый этап
«Придумать», представить книгу. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать «видимым» каждое слово, поэтому необходимо отработать ключевые моменты действия, персонажей и предметы, которые станут осязаемыми.
Исходя из этого, выбирается формат и вид книги. Необходимо также решить, из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление ощущений. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых (не у всех) есть «ощущение света», и в то же время, контрастной (для слабовидящих детей).

Второй этап
Нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице.

Третий этап
Сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует помнить о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

Четвертый этап
Прикрепить предметы к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить нетоксичным клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком, и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек и др. так, чтобы они не потерялись.
Очень важен игровой момент. Детям нравится, когда предмет можно потрогать и поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия и т.д.; молнии, пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит и т.п.

Пятый этап
Книга обязательно должна содержать сопровождающий текст. Его можно пришить, приклеить, положить в карман, записать на кассету.
Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник, одним углом вверх) для обозначения низа страницы.

Шестой этап
Это сшивание страниц. Страницы сшиваются в виде «мешка», желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не оцарапался. В каждый такой «мешок-страницу» вкладывается основа (например, лист плотного картона с закругленными уголками, лист поролона или плотная проклеенная ткань). Главное назначение этой основы — держать страницу книги.

Заключительная операция
Соединение страниц вместе в готовую книгу. Лучше всего, чтобы обложка застегивалась на пуговицу, липучку или завязывалась шнуром, т.к. съемные детали могут выпасть и потеряться.

Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т. д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.

  • Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
  • Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.

Материалы

Используются только экологически чистые материалы и клей.
Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы — свистки, кошельки, крупы и т. д.

Рекомендуемая тематика книг

Не ограничена! Могут быть рекомендованы:
Художественные произведения — рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, русские народные сказки.
Обучающие книги — счет, форма предметов, процессы и т. д.

Рекомендации по изготовлению тактильной книги

Выделяются три ступени сложности тактильной книги:

  • Книги 1-ой ступени сложности — для самых маленьких — должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка — одеванием, умыванием, едой. Их задача — сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года — без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых момен-тов; для детей от 2 до 4 лет — книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности — способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
  • Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности — обога-щение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
  • Книги 3-ей ступени сложности — для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени — углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.

Особые пожелания

к количеству и качеству изображений:

  • 1-2 предмета на одной странице. В книгах 3-ей ступени сложности может быть от 1 до 5 предметов.
  • Изображения должны быть легко осязаемыми.
  • Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые можно тактильно ощутить.
  • Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другим.
  • При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции, как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и т.д.).
  • При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность с реальными свойствами предметов («фланелевая» кошка может быть не воспринята ребенком, поскольку «кошка не может быть «платьицем»).
    Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.

к методу подачи материала:

  • Последовательное изображение предмета со всех четырех сторон: спереди, сзади, сбоку (три изображения) в книгах 1-ого уровня сложности.
  • Последовательное изображение живых существ в действии: (одно действие), например, эта собака сидит, эта собака лежит, эта собака бежит. Для книг 2-го уровня сложности.

Общие требования:

  • Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
  • Формат книги не более листа А4, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.
  • Книга не должна быть тяжелой.
  • Страницы должны быть приятными на ощупь.
  • Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна быть комфортной.
  • Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.

Методы изготовления:

  • Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.
  • Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
  • Можно широко использовать различные аппликации.
  • Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами или связать мягкой веревочкой или шнурком.





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска