Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / Дайджесты / Смирнова О. Растим читателя
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Дайджесты

Смирнова О. Растим читателя

Наше дело — научить читать. Так считала, например, легендарный методист М. А. Рыбникова, и до сих пор никто с ее мнением в открытую не спорит. Хотя и вспоминают об этом в последнее время редко.

Неумение читать — это порочный круг. Ребенок не читает интересных (толстых) книг, потому что чисто технически не может их одолеть. Один вид толстой книги вызывает у него тоску или ужас. А из тоненьких и простеньких он уже вырос, и ему неинтересно читать детсадовский репертуар.

Что делать? Для начала разделим проблему на две половинки: классную и внеклассную. Что можно сделать в классе и что — параллельно урокам? К урокам мы можем «задать» элементарную вещь: приготовить чтение отрывка на отметку. Последний раз я проводила такую работу, изучая «Тараса Бульбу».

Выбор отрывков проходил демократично (наполовину). Если ребенок удосужился сам найти фрагмент (примерно полстраницы или чуть больше, но не меньше), я соглашалась с его выбором. Для нерадивых у меня были припасены свои заготовки: про то, как птицы пролетали над ночной степью, словно красные платки; про то, как кровь пролилась, словно старое вино... Уточнили, как готовиться (вслух, несколько раз — примерно как для урока английского). Потом читали на отметку и обсуждали качество исполнения. Да, мы при этом не выискивали метафор и гипербол, но красоту гоголевского языка, надеюсь, все услышали и почувствовали. Устраивать такое часто вряд ли нужно, но в месяц раз, мне кажется, невредно.

Кстати, про словарную работу тоже не надо забывать. Приступая к новой теме, взгляните, какие слова будут детям непонятны, продумайте, как их осваивать. Можно написать на доске слова и «переводы», читать, записывать в тетрадь (самый скучный вариант, но иногда самый надежный). Можно написать слова без «перевода» и устроить переводческие соревнования. Если в учебнике есть вразумительные сноски, можно задать их изучить и потом провести работу на листочках (как те же «англичане» проводят): есть слово — дайте «перевод» или наоборот... Страх перед чтением во многом связан с бедностью словарного запаса.

Теперь о внеклассных возможностях. Конечно, тут придётся «надавить», употребить и кнут, и пряник. На добрую волю рассчитывать не приходится, однако игнорировать детские вкусы и пристрастия тоже не стоит. Нам так хочется, чтобы наши ученики скорее начали читать что-нибудь взрослое и умное. А вначале главное, чтобы они просто начали читать, вошли во вкус. Опыт показывает, что ребенку достаточно вжиться в одну «большую» книгу, чтобы страх перед чтением прошел.

Итак, мы составляем список очень интересных книг, примерно соответствующих возрастным пристрастиям каждого класса. Учтем, что самым «нечитающим» нужно дать то, что следовало бы прочитать уже года два тому назад. И будем подбирать книгу-отмычку, которая «зацепит» именно этого ребенка. Конечно, с первого раза можно и не угадать: книга возьмет и не понравится. Но все равно на специальном уроке придется о ней говорить (краткое содержание и оценка: не понравилась — можно критиковать). А в следующий раз попробуем подкинуть этому ребенку что-нибудь в другом роде.

P.S. Где брать книги? Вопрос, конечно, трудный. Я выдаю свои, а потом бреду в книжный и восполняю потери. Но иногда встречаются приличные библиотеки и заинтересованные родители.

Смирнова, О. Растим читателя [Текст] / Оксана Смирнова // Литература. — 2010. — N 9 (май). — С. 7 ; То же [Электронный ресурс] // Все для учителя литературы / ИД «Первое сентября» ; ООО «Чистые пруды». — М., [2000-2010] — Режим доступа: http://lit.1september.ru/view_article.php?ID=201000904, свободный.


Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска