|
![]() |
![]() |
![]() | Главная / Каталоги и ресурсы / Дайджесты / Мамин Ю. Что мы читаем детям |
![]() |
Дайджесты Мамин Ю. Что мы читаем детям Мама заставляла меня читать. Классику отечественную и зарубежную. Школьную программу я прочел раньше одноклассников и по-другому. Мы с мамой разговаривали о книгах вот что было, пожалуй, главным. И помню, каким стимулом были для меня ее слова: «Мне с тобой неинтересно». Я читал, потому что мне не хотелось быть ей неинтересным. Но, согласитесь, тогда, 35 лет назад, в обществе были вообще другие приоритеты. Существовало понятие «стыдно не прочитать». Сейчас такого культурного прессинга нет. И потеряны оказались, мне кажется, целые эпохи, целые литературные пласты. То же, между прочим, происходит и с музыкой. Мне кажется, важно вовсе не то, чтобы ребенок читал много, важно, чтобы в нем выработалась привычка осмысливать прочитанное. Само по себе количество информации не создает мозговые мускулы, скорее уж мозговой жир. А мозговые мускулы это способность фантазировать, домысливать, преображать, воображая. Литература будит в человеке способность стать автором сценария, режиссером и исполнителем ролей того «внутреннего фильма», который каждый может снять для себя. Конечно, это я говорю как кинорежиссер. Но именно так я представляю себе литературу. Но вот заставлять ли своего нечитающего ребенка читать это для меня серьезный вопрос. Я свою дочь заставлял читать, заниматься музыкой. Как когда-то заставляла меня мама. И она добилась успеха мне стало интересно. Я, что называется, пристрастился. Мне понравилось узнавать характеры героев, открывать новые отношения, новые эпохи. Хотя, конечно, подростком меня интересовали прежде всего эротические сцены, и только позже я открыл в книгах иной мир. Так и для любого человека в какой-то момент открывается обогащенная жизнь, но стремление к ней нужно ребенку как-то обозначить. К тому же его необходимо приучать совершать над собой усилие, вводить разумные самоограничения. Потому что они основа цивилизации, закона и демократии, основа всей этики. Но сегодня все труднее быть авторитетом для своих детей. С приходом в наш мир компьютеров и Интернета выяснилось, что маленькие дети куда лучше своих взрослых родителей справляются с ними. Как тут им указывать на книжный шкаф? Но ведь и Бетховена не было бы, если бы отец не заставлял его в детстве музицировать. А благодаря Бетховену человечество выяснило, что человек может быть равен Богу Но из интернетно-макулатурного тупика есть выход. Этот выход наш диалог с нашими детьми. Не хочет читать «Детство Темы», хочет «Гарри Поттера» пусть читает. Важно вместе обсуждать, даже бульварное чтиво. Чтобы на примере, пусть совсем конченной дурилки, ребенок смог узнать и почувствовать, почему это не очень-то «большая» литература. И таким образом приблизиться к тому, чтобы открыть для себя величие Литературы. Мамин Ю. Что мы читаем детям // Педология / Новый век. 2002. N 4. С. 26
|
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11 Телефон для справок: (34370) 4-75-39 E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска |