Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска
Email
Поиск
На домашнюю страницу Контактная информация Карта сайта
Каталоги и ресурсы  
О нашей библиотеке
Каталоги и ресурсы
Детский
мир
Тебе, тинейджер
Для молодежи
Для
взрослых
Виртуальная справка
Главная / Каталоги и ресурсы / Наша библиотечная рассылка / Архив / Октябрь 2011 — Выпуск 43 День учителя — 2011
О разделе «Каталоги и ресурсы»
Новоуральск и Верх-Нейвинский
Героические страницы нашей истории
Год учителя
Год семьи
Год Лихачева
Рекомендательная библиография
Дайджесты
Калейдоскоп уникальных фактов
Литературная диета для гурманов
Экспресс-информация
Путеводитель по Интернету
Закладки
Периодические издания
Сводный электронный каталог
Наша библиотечная рассылка
Знаменательные даты
Справочное бюро


Архив библиотечной рассылки

Октябрь 2011 — Выпуск 43 День учителя — 2011

Доброе время суток, уважаемый Читатель!

Приближается 5 октября — Международный день учителя (World Teaches’ Day). Это один из самых популярных профессиональных праздников во всем мире, хотя и относительно молодой. Впервые Международный день учителя мы отметили в 1994 г., когда он был утвержден по решению ЮНЕСКО. Но и ранее во многих странах мира существовали подобные профессиональные праздники. Например, в СССР День учителя отмечался в первое воскресенье октября. И в настоящее время некоторые бывшие республики (Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан) продолжают праздновать его в этот день. Многие страны мира также отмечают День учителя осенью: 10 сентября — в Китае, 11 сентября — в Аргентине, 14 октября — в Польше, 15 октября — в Бразилии...

Уже традиционно каждый World Teaches’ Day посвящается одной теме. В ЮНЕСКО хотят, чтобы педагоги не просто принимали в этот день поздравления, а еще и обсуждали актуальные проблемы общества с точки зрения образования: как эти проблемы влияют на образование, и что учителя могут сделать для их решения. В прошлом году Международный день учителя отмечали под лозунгом «Восстановление начинается с учителей». В 2011 году праздник будет посвящен гендерному равенству. Тема этого года — «Teachers for Gender Equality (Учителя за гендерное равенство)».

Что такое гендер, пол, гендерное равенство? Что делать учителям с гендерными стереотипами? Вот как на эти вопросы отвечают авторы «Компасито — пособие по обучению детей правам человека»

Что такое гендерное равенство?

Важный вопрос, связанный с правами человека, гендерное равенство, означает равное предоставление возможностей и участие для мужчин и женщин во всех сферах общественной и частной жизни. Это не означает, что оба пола одинаковы, а скорее, что они равны в правах и достоинстве. Как и в случае со всеми правами человека, за гендерное равенство нужно постоянно бороться, защищать и поощрять его.<...>

Что такое гендер?

Пол и гендер — это не одно и то же. Пол — это биологический факт. Почти все люди рождаются одного из двух биологически различаемых видов: девочка или мальчик. Гендер, с другой стороны, — это социальное состояние. Как объясняет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ): «Пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин. «Гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются данным обществом свойственными мужчинам и женщинам. <...>

Что такое гендерное образование?

Гендерное образование, особенно если оно адресовано и девочкам, и мальчикам, может быть положительной силой, способствующей созданию гендерного равенства в современном обществе. Уменьшая гендерные стереотипы, гендерное образование помогает детям в достижении подлинного гражданского равенства, при котором мужчины и женщины сосуществуют в духе сотрудничества и уважения. Гендерное образование начинается привлечения внимания к вопросам половых ролей. Это означает признание отрицательного воздействия гендерных стереотипов и устранения неравенства, связанного с ними. Результатом гендерного образования для девочек является большая уверенность в себе, настойчивость, независимость и участие в общественной деятельности. Результатом для мальчиков является преодоление страха неудачи, умение справляться с агрессией, повышение степени социализации и ответственности и большее внимание частной сфере. Важной функцией гендерного образования является отделение фактов от убеждений и мнений. При помощи анализа историй или собственных поступков дети могут быстро принять за норму тот факт, что девочки могут вести себя как мальчики, а мальчики могут быть чувствительны и ранимы. Все дети должны воспринимать себя как высокоорганизованных и уникальных личностей, обладающих различными качествами. Стереотипы и устойчивые ожидания, связанные с половыми ролями, могут воспрепятствовать развитию личности и реализации полного потенциала как девочек, так и мальчиков. Гендерное образование — это непрерывный процесс, который не может быть ограничен определенными видами образовательной деятельности. Учителя должны избегать стереотипизации половых ролей, с детства и предоставлять девочкам и мальчикам равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности. Девочек следует вовлекать в учебные занятия и занятия спортом, в то время как мальчики должны участвовать в деятельности, связанной с заботой о ком-либо. И тех, и других следует вовлекать в участие во всех видах деятельности, например, в хорах, постановках и танцах, столярной работе, приготовлении пищи, турпоходах и игре в шахматы. Девочки должны получать положительную ответную реакцию за свои достижения, а мальчики — за заботливость и проявление солидарности. Другой важной целью гендерного образования является помощь детям в признании социальной ценности традиционных женских занятий, таких как материнство, и качеств, таких как забота, внимание, сотрудничество и терпимость. Это признание может привести к подлинному партнерству между мужчинами и женщинами, что является основной целью гендерного образования. Таким образом, дети узнают о том, что различный вклад мужчин и женщин в семью и общество равным образом важны и что и мужчины, и женщины имеют равные права и несут равную ответственность. Чтобы гендерное образование было эффективным, педагоги должны признать собственные гендерные стереотипы и подумать о том, отражают ли их методы обучения, язык и взаимодействие с мальчиками и девочками то гендерное равенство, которое они продвигают.

ЮНЕСКО предлагает учителям рассматривать проблему гендерного равенства с трех сторон:

  • воспитание учеников свободными от гендерных стереотипов
  • равенство между учительницами и учителями в условиях и оплате труда, в продвижении карьеры
  • доступ к качественному образованию для девочек из развивающихся стран и традиционных слоев общества

Эти вопросы в течение нескольких месяцев были в центре внимания педагогической общественности. Одна мысль проходила через все обсуждения «красной нитью» — за равные права надо бороться. Итоги бурных дискуссий (виртуальных и «в реале») будут подведены 5 октября на конференции ЮНЕСКО в Париже.

Гендерные проблемы в Internet:

  1. Гендер в образовании: руководство по проведению качественного исследования практиками образовательной сферы и специалистами по гендерным вопросам
    Руководство посвящено вопросам проведения качественного исследования с целью продвижения гендерного равенства в классах, школе и образовательной системе в целом. Представлена информация и инструменты, которые помогут исследовать и понять гендерное неравенство в образовании, его причины и способы его преодоления. Руководство подготовлено специалистами Азиатского и Тихоокеанского Регионального Образовательного Бюро ЮНЕСКО (Бангкок, Таиланд) в 2004 году. Файл в формате *. Pdf.


  2. Глоссарий (автор О. А. Воронина)
    «Цель написания данного глоссария проста — создать словарь, который поможет исследователям, преподавателям, аспирантам и студентам, журналистам и всем, кто интересуется гендерной теорией, в их каждодневной работе. Данный глоссарий не ставит перед собой задачу представить всю полноту гендерной теории и методологии, различных ее направлений, персоналий, содержание и основные темы научных дискуссий. Это скорее рабочий инструмент, своеобразное пособие в жанре „настольного справочника“». Также на сайте можно найти тексты некоторых публикаций Центра, информацию о книгах, дайджест основных событий.


  3. Гендерные исследования. Центральноазиатская сеть
    Центрально-Азиатская Сеть по гендерным исследованиям, объединяющая специалистов по гендерным исследованиям из стран Центральной Азии. Представлена большая электронная библиотека текстов, авторефератов диссертаций, рецензий.


  4. Российские женщины в XX веке : опыт эпохи
    Энциклопедия «Российские женщины в XX веке. Опыт эпохи» является уникальным интернет-ресурсом, который содержит 492 произведения 243 авторов объемом примерно 7000 страниц. В нее включены: свидетельства; документы; теоретические работы; результаты исследований; обзоры литературы и др. материалы. Информация организована по историческому принципу и разделена на три периода: досоветский; советский и постсоветский. Каждый из периодов структурирован по следующим разделам: социальный статус, право; труд, образование, здравоохранение, семья, насилие, политики и др.


  5. Библио-Центр портала «Open Women Line»
    Программа «Open Women Line» (OWL) направлена на создание в России социально-просветительского Интернет-ресурса для женщин с целью содействовать расширению свободного доступа для женщин к новым источникам информации и развитию информационного обмена между женскими организациями как внутри России, так и на международном уровне. В Библио-Центре программы собрана уникальная коллекция монографий и статей по гендерным отношениям.


  6. Права женщин в России: Законодательство и практика
    Архив журнала с полнотекстовыми публикациями (1998-2009 гг.)


  7. World Teachers’ Day 2011: Online forum on «Teachers for Gender Equality»
    Форум, посвященный теме Международного дня учителя (World Teaches’ Day) 2011 года — «Teachers for Gender Equality (Учителя за гендерное равенство)». На английском языке
  8. .

  9. IIEP Policy Forum on Gender Equality in Education
    Стратегический Форум Международного Института Планирования Образования (International Institute for Educational Planning) по Равенству полов в Образовании. На английском языке.

Приятного Вам и полезного чтения!

Выпуск подготовила Наталия Волкова.

Ведущая рассылки: Ирина Баженова.
E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска
Телефон: (34370) 4 — 82 — 98

 

Подписаться на рассылку можно здесь

Посетите наш сайт: http://www.childlib.ru/

Наверх





© design — студиия «Vitart»
Наш адрес: 624131 Россия, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Первомайская, 11
Телефон для справок: (34370) 4-75-39   E-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска