|
 |
Олег Павлов лауреат литературной премии «Букер-Открытая Россия» за 2002 год
Родился в 1970 г. в Москве. После окончания школы работал грузчиком и разнорабочим, служил в армии, в конвойных войсках Туркестанского военного округа и охранником в карагандинских лагерях, комиссован по состоянию здоровья. В 1994 году окончил заочное отделение Литературного Института. В 1996 году вошел в Союз писателей. Автор книг прозы «Степная книга», «Казённая сказка», «Дело Матюшина», а также эссе о творчестве Платонова, Пришвина, Солженицына, Шаламова, лагерной прозе и современных русских писателях, объединенных в циклы «Классики и современники», «Метафизика русской прозы».
«Когда читаешь прозу, нужно думать. И когда пишешь, тоже бы желательно думать. Но я не встречал людей таких, чтобы думали совершенно одинаково. Читать интересно о том, где не был или о том, что узнаёшь как бы заново. Или самое сильное: тех, кто думает иначе, чем ты. Инакомыслие оно же твоё новое знание. А иной взгляд на жизнь новая жизнь. Но есть дар читателя чувствовать чужое как своё, и дар писателя описывать своё как чужое.» (Из интервью с писателем)
Олег Павлов с романом «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» стал лауреатом премии «Букер Открытая Россия» 2002 года.
Павлов О. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней // Октябрь. 2001. N° 8. С. 3-73.
Текст посвящен будням полка тюремно-лагерной охраны, размещенного в Караганде.
«Поначалу текст оставляет впечатление не связанных или почти не связанных между собой новелл. Отдельно лазарет с ненавидящим все живое начальником со странной фамилией Институтов, отдельно демобилизованный солдат Алеша, ошивающийся в этом лазарете на положении добровольного раба в ожидании, пока ему вставят ненужный ему золотой зуб, отдельно странный офицер в пустой палате, куда не заходит никто и ни за чем, кроме того же Алеши, приносящего еду и убирающего пустую посуду, отдельно неряшливый человек в плаще и шляпе, пытающийся добиться от начмеда опять же неизвестно чего. И вдруг концы начинают стремительно сплетаться в один клубок, в центре которого таинственный покойник, которого надо скоропалительно и тайно, запаяв в цинковый гроб, с конвоем отправить в Москву. И выяснится, что неопрятный в шляпе отец покойного, добивающийся увидеть сына, а спешка и таинственность оттого, что солдат погиб не от несчастного случая, а убит тем самым, слетевшим с катушек офицером, которого теперь прячут в больнице.» (Мария Ремезова)
Произведение написано добротно, тщательно, медленно, со знанием предмета.
«Вспомним одно только имя Достоевский, и скажем: это бедные люди, попавшие в скверный анекдот». (Виктор Никитин)
БИБЛИОГРАФИЯ :
- Кокшенова К. Больно жить: О прозе Олега Павлова // Москва. 2000. N° 5. С. 174-184.
- Мусвик В. Премия строгого режима: [О вручении премии «Букер» 2002] // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2002. N° 48. С. 50.
- Армейская трилогия Олега Павлова // Новый мир. 2002. N° 5. С. 166-176.
- Ремизова М. Опытное поле: [Рец. На «Карагандинские девятины»] // Дружба народов. 2002. N° 1. С. 192-194.
- Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последний дней: [Рец.] / В. Отрошенко, Н. Переяслов, С. Носов, А. Мокроусов // Октябрь. 2002. N° 6. С. 170-172.

|