|
 |
Колесова Ирина Семеновна, кандидат философских наук. Преподаватель Института менеджмента и рынка филиала УГТУ-УПИ.
Любимые книги детства:
«Путешествие голубой стрелы» Джанни Родари (1920-1980),
«Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского (1821-1881),
«Над пропастью во ржи» Джерома Д. Сэлинджера (р. 1919).
Джанни Родари популярный итальянский писатель, в прошлом школьный учитель, который очень гордился тем, что его книги юные читатели «проглатывали» сразу. Родири писал: «Все они были великолепными пожирателями книг. Как это здорово знать, что книга, какая бы она не была толстая или тонкая, печатается не для того , чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят».
А. Н. Некрасов только что прочел рукопись никому не известного автора Федора Достоевского. Он спешил порадовать друга, известного критика Белинского, и вошел к нему со словами: «Новый Гоголь явился!» «У нас Гоголи-то как грибы растут», строго ответил Белинский. А прочитав рукопись, тотчас же пригласил к себе автора: «Да вы понимаете ли сами-то, что это вы такое написали!» обратился к нему растроганный Белинский. В статье, посвященной «Петербургскому сборнику», где был напечатан первый роман Федора Михайловича Достоевского, Белинский писал: «С первого взгляда видно, что талант Достоевского творческий
это талант необыкновенный и самобытный
»
«Преступление и наказание» многоплановый роман о страданиях бедный людей, о зарождающемся капитализме, о культуре, морали, нравственности, о христианской любви к ближнему. Главный герой Раскольников из-за денег убивает старуху-проценщицу, считая ее символом зла. Он убежден, что ради счастья большинства «возможно» и «должно» уничтожить «ненужное меньшинство», присвоив при этом себе право стать «благодетелями человечества». Достоевский всем художественным содержанием доказывает: нет, невозможно! При этом обязательно погибнут безвинные люди. По мнению писателя «ни одна мировая гармония не стоит даже одной слезинки ребенка». Пока человек думает только о себе, своих удовольствиях, до тех пор ни счастье, ни смысл жизни не дадутся ему. Счастье в чистом взгляде и в безупречности сердца.
Роман Достоевского какой-то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Кажется, (современникам казалось), что это небрежно написанная проза. Но странное дело! «Войну и мир» Толстого можно читать, пропуская некоторые сцены. Школьницы пропускают описания битв. Многие пропускают философские главы. Достоевского так читать нельзя. «Преступление и наказание» (1866) или целиком захватывает, или отбрасывается, как «сверление здорового зуба» (Чехов), как мучительство «жестокого таланта» (Михайловский), как пошлый детектив (Набоков).
Если можно было бы опросить читателей в разных странах мира, какое произведение олицетворяет для них послевоенную литературу Соединенных Штатов, то многие назвали бы «Над пропастью во ржи» (1951) Джерома Д. Сэлинджера. Окружающий эту книгу ореол не меркнет с годами, несмотря на то, что с момента ее публикации прошло уже более полувека.
Герой повести Холден Колфилд восприимчивый к красоте, мечтательный подросток противостоит практицизму и потребительству взрослых. Главное обвинение, которое подросток бросает окружающему миру, это обвинение в фальши, в сознательном, а потому особенно отвратительном притворстве и показухе. Например, Холден вспоминает о директоре одной из частных школ, где он учился, который притворно улыбался всем и каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу между богатыми и бедными родителями своих подопечных.
Он мечтает о том, чтобы когда-нибудь появился, наконец, писатель, с которым хотелось бы связаться по телефону, посоветоваться и вообще поговорить о чем вздумается.
Два дня и две ночи самостоятельной жизни после побега из пенсильванской школы принесли Холдену Колфилду массу впечатлений, и для формирования его личности они значили никак не меньше, чем долгие месяцы, проведенные в закрытых пансионах.
|