|
 |
Занятие 1: РИФМА
Поэзия это то, что нельзя выразить прозой.
Поэзия это мысль, замешанная на чувстве и облаченная в поэтическую форму.
Поэзия это то, что заключено (по В. Брюсову) «меж контуром и запахом цветка».
Только поэзия способна уловить и передать тончайшие невидимые загадочные связи
между человеком и человеческим;
между человеком и вещественным, предметным, материальным;
между человеком и живой природой;
между человеком и космосом.
Поэзия это круто налившийся свист,
это щелканье сдавленных льдинок,
это ночь, леденящая лист,
это двух соловьев поединок.
(по Б. Пастернаку)
Полное стихотворение предполагает не только вдохновенное содержание, но и чтобы это содержание было упаковано в свойственную только ему безупречную форму. А совершенство формы требует отточенного технического мастерства. Для этого нужно стараться избегать следующих ошибок в стихосложении (к примеру, связанных с рифмованием):
Ошибка 1.
Нежелательно часто или постоянно использовать чистые (весна красна) рифмы, или глагольные рифмы (шел подошел); однокоренные рифмы: косолапый лапой, поднес перенес. |
Ошибка 2.
Нежелательно пользоваться банальными, затасканными, избитыми, примитивными рифмами: любовь кровь, туман обман, слеза глаза.
|
|
Рифма это краесогласие. Рифмуются слова, у которых созвучны ударные слоги и все последующие:
Лeс влeз
Изгнaнье внимaнье
Мироздaнье рыдaнье
Пeречнем тепeрешним
Неверно: стучaл нeрвничал.
Допустимо:
свeрлят стeрлядь
uглы воздвuгло
тычась язычеств.
Рифма может быть составной:
о быте не быть ей
Гиря ведь выреветь
Анaфему дaв ему
Кофтам домов там
Для тренинга:
Задание 1. Попробуйте составить столбик чистых и составных рифм.
Чистые рифмы:
1. Отряд обряд
2.
3.
4.
5. |
Составные рифмы:
1. дeшево найдeшь его
2.
3.
4.
5. |
Задание 2. Найдите неверные рифмы и подберите правильные.
замoк подрaмок
станoк спозарaнок
гнoм бeдственном
ночнoе oблачное
|
замoк
станoк
гнoм
ночнoе
|
Выполненные задания присылайте на e-mail: ЦГБДЮ г. Новоуральска. В письме укажите тему письма — «Урок поэзии 1», как Вас зовут и где живете.
Переход к занятию 2.
|